Совет директоров СШ-УОР

1288

В городе Бобруйске на базе Бобруйского училища олимпийского резерва состоялось заседание Совета директоров средних школ — училищ олимпийского резерва.

Открыл заседание заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Александр Сергеевич Дубковский.

Одним из направлений на заседании было «Олимпийское образование». С докладом по теме «Олимпийское образование в системе работы средних школ-училищ олимпийского резерва» выступила Гуслистова Ирина Иосифовна — декан спортивно-педагогического факультета массовых видов спорта учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры, доцент, Председатель Президиума ОО «Белорусская олимпийская академия»,

Ирина Иосифовна отметила что

Олимпийское образование выступает как основа профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, как способ формирования здорового образа жизни, как средство спортивно-гуманитарного образования, воспитания и обучения учащихся.

Олимпийское образование является частью национальной системы образования, представляет собой отрасль социально-педагогического знания, которая направлена на определение содержания, закономерностей возникновения, развития и взаимодействия олимпийского движения с другими сферами общества.

Современное образование переживает динамичный процесс коренных преобразований, вызванных потребностями времени. Существо новаторских подходов заключается в поиске новой образовательной парадигмы, позволяющей поднять профессиональную подготовку спортсменов на качественно новый уровень.

Актуальность олимпийского образования определяется его целями и содержанием и состоит в следующем: олимпийское образование является проводником идей и ценностей гражданского общества,  справедливости, толерантности, культурного разнообразия, лояльности; направлено на формирование мотивации здорового образа жизни; ликвидирует диспропорциональность физической, морально-этической, эстетической, социальной сторон личности. Олимпийское образование формирует четкую, целостную систему мировоззрения; обеспечивает преемственность между различными уровнями образования – средней школы и среднего специального образования.

Олимпийское образование направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере спорта, обладающих системными знаниями в педагогике, спортивной педагогике, психологии, социальной психологии спорта, профессионального спорта и других отраслях науки. Основное внимание уделялось олимпийским ценностям, ценностного отношения к спорту, здоровому образу жизни как неотъемлемой части усвоения общечеловеческих и национальных ценностей.

олимпийский-урок-ДЛЯ-САЙТА-1 prepodavanie-cennostey-1

Образовательные проекты Белорусской олимпийской академии

 Олимпийские ценности играют роль интегратора, объединяющего общечеловеческие гуманистические ценности и возможности олимпийского спорта, спорта высших достижений.

Наиболее важным и актуальным вопросом олимпийского образования в учреждениях среднего специального образования по-прежнему остается поиск содержания, форм и методов этой педагогической деятельности. В этой связи, с учетом общей концепции олимпийского движения его идеалов и ценностей, целей и задач педагогического образования в рамках этого движения была предпринята попытка, обосновать возможности интегративного подхода к олимпийскому образованию в реализации этих задач.

Стремительное развитие рыночных отношений также актуализируют проблему пересмотра содержания дидактической базы и усвоения информации из различных образовательных областей. Среди учащихся училищ олимпийского резерва заметно падение мотивации изучению общеобразовательных предметов, что связано с недостаточным представлением учащихся-спортсменов о взаимозависимости их личных достижений в профессиональной деятельности и учебного материала. Единодушно признаётся, что проблема мотивации учебной деятельности непосредственно связана с проблемой познавательного интереса. Для большей части учащихся познавательные интересы имеют ярко выраженную практическую направленность. Это значит, что их познавательный интерес направлен преимущественно на практическое использование знаний. Соответственно для этих учащихся основной ценностью приобретаемых знаний является их практический, действенный характер.

Особая значимость этой  проблемы приобретает в условиях работы учебных заведений спортивного профиля, где в силу ряда специфических условий (например, дефицит времени на полноценное усвоение дисциплин естественно-математического цикла и гуманитарного блоков, возрастание роли самоподготовки без активной функции преподавателя) резко снижается интерес учащихся к  учебным дисциплинам.

Именно интегративный подход позволяет решить проблему максимальной эффективности образовательного процесса в условиях стремительного роста объёмов учебной информации, с одной стороны, и жёсткого дефицита времени с другой. В качестве первоочередной научно-педагогической задачи, выдвигается поиск современных образовательных технологий, создание новых алгоритмов обучения, которые не просто позволяли бы запоминать большие объёмы информации, а (что самое главное) способствовали бы выработке у учащихся-спортсменов потребности в самостоятельном приобретении знаний и давали представление о новых путях их получения.

Очевидно, что выпускник специализированного учебного заведения должен иметь возможность успешно совмещать учебно-тренировочный процесс, достигать высоких спортивных результатов и продолжения образования как в высших учебных заведениях спортивного, так и другого профиля. Для этого он должен в полной мере освоить все учебные дисциплины, предусмотренные образовательными стандартами.

На Совете прошла презентация Дзенніка вучня V-XI класаў “Твае крокі да Алімпу” для учащихся СШ-училищ олимпийского резерва и спортивных специализированных классов,

НОК-дневник-обложка

учебной программы факультативных занятий «Основы олимпийских знаний» для V-XI классов общего среднего образования.

По результатам Совета было принято решение в целях координации и систематизации учебно-методической работы внедрения основ олимпийского образования в СШ-училищах олимпийского резерва создать и организовать работу учебно-методического объединение по олимпийскому образованию.