РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

782

На базе Белорусского государственного университета физической культуры с 30 по 31 января 2018 г. прошел республиканский семинар-совещание по вопросам развития физической культуры и спорта.

В секции № 3 заседания Совета директоров средних школ-училищ олимпийского резерва приняла участие  Председатель Белорусской олимпийской академии, декан спортивно-педагогического факультета массовых видов спорта  Белорусского государственного университета физической культуры Гуслистова Ирина Иосифовна.

На заседании Совета директоров были озвучены итоги работы средних школ-училищ олимпийского резерва в 2017 г. и задачи на 2018 г.

Дубковский Александр Сергеевич, директор РГУОР, председатель Совета директоров средних школ-училищ олимпийского резерва рассказал о развитии отделений по видам спорта и мероприятиях по дальнейшей специализации средних школ-училищ олимпийского резерва на приоритетных видах спорта.

С презентацией выступила Масленченко Татьяна Александровна, заместитель директора Гомельского областного училища олимпийского резерва об идеологической и воспитательной работе в средних школах-училищах олимпийского резерва.

С темой о роли общественных молодежных объединений в формировании политической культуры молодежи выступил первый секретарь Минского городского комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» Клишевич Сергей Михайлович.

Чернякевич Валентин Евгеньевич, начальник отдела профилактики, образования и международного сотрудничества представил проект «Молодежь играет честно: образовательный проект для средних школ».

Председатель Белоруской олимпийской академии, декан спортивно-педагогического факультета массовых видов спорта Белорусского государственного университета физической культуры Гуслистова Ирина Иосифовна отметила, что актуальность проблемы олимпийского образования логично выдвигает в качестве общественно значимой проблему реализации  ценностей Олимпизма в общественное и личностное сознание через имеющуюся систему институтов учреждений образования.

Особую роль играют учреждения среднего специального образования – училища олимпийского резерва, выполняющие функцию своеобразного посредника между средней и высшей школой.

Основными целями училищ олимпийского резерва являются: подготовка специалистов со средним специальным образованием с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта», спортивного резерва и спортсменов высокого класса в национальные и сборные команды страны; развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии посредством получения общего среднего, специального образования и квалификации в избранном виде спорта.

От организации учебного, воспитательного и учебно-тренировочного процессов зависит качество полученных знаний, умений, навыков, в том числе и спортивных, которые формируют базу для подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. От эффективности реализации содержания олимпийского образования в училищах олимпийского резерва зависит, насколько олимпийские знания, олимпийская культура в целом станет частью мировоззрения учащегося-спортсмена.

Именно поэтому реализации ценностного компонента олимпийского образования в учреждениях среднего специального образования в сфере физической культуры и спорта Республики Беларусь составляет одно из приоритетных направлений современного гуманитарно-педагогического знания. Олимпийское образование в данном случае выступает в качестве новой подсистемы исторически сложившейся макросистемы профессионального образования.

К числу малоизученных вопросов можно отнести недостаточную разработанность проблемы реализации ценностного компонента олимпийского образования в образовательном процессе училищ олимпийского резерва, не полностью задействованы интеллектуально-образовательные ресурсы учебного процесса.

В настоящее время учебные планы училищ олимпийского резерва включен факультатив «Основы олимпийских знаний», позволяющий систематизировать учащимся сведения об истории олимпийского движения,  нравственно-философском содержании и ценностях Олимпизма в контексте общечеловеческой и национальной истории.

В то же время введение в учебный процесс новых дисциплины, означает неизбежное существенное увеличение объемов информации, создает проблемы с ее усвоением и запоминанием. При этом возникают сложности при взаимодействии с другими учебными дисциплинами.

Стремительный рост объемов и качества научной информации, формирование принципиально новой парадигмы образования актуализировали поиски новых образовательных технологий. Назрела необходимость в разработке и построении образовательного процесса на интегративной основе, на базе применения новейших технологий образования.

Проблемы организации образовательного процесса в училищах олимпийского резерва оказались в целом на периферии научно-методических поисков, изучение практически всех общеобразовательных дисциплин ведется в настоящее время по обычным учебникам для учреждений общего среднего образования.

При возросших требованиях к тренировочным нагрузкам молодые спортсмены обязаны совмещать их с успешным освоением тех объемов информации, которые заложены в государственных образовательных стандартах. В ином случае у выпускников училищ олимпийского резерва могут возникать серьезные проблемы с определением своего места в обществе.

Итоги секции подвела Ковалева Анна Владимировна начальник отдела спортивного резерва Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.